“Спасибо тебе за то, что мы любим Украину” (с) j_etta



Концерт Океана Эльзы получился совсем другим, не таким, как в январе. Зал, несмотря на крупную рекламу, был не полон, прежнего аншлага достичь не удалось. Но вряд ли это связано с падением интереса к группе. Святослав Вакарчук вернулся в Петербург не прежним отчаянным покорителем, а скорее благородным сюзереном. Зимой Северная Пальмира с боем, но сдалась. И теперь уже можно позволить себе небольшую усталость, снисходительные улыбки и свободный прием обожания.

В сравнении с рядом уже виденных мною живых выступлений ОЕ, можно сказать, что сегодня группа была чуть более усталой и расслабленной. Вакарчук меньше заигрывал с залом, был немного отстранен, серьезен и трезв. Имеется в виду не алкогольная трезвость, а скорее степень адекватности и профессионализма.

Лично для меня концерт особо отмечен двумя приятными фактами: во-первых, прозвучали почти все любимые мною песни. Во-вторых, - Святослав был “в голосе”, и больший упор сделал не на харизматические “ужимки и прыжки”, а на пение. Наконец-то мне удалось в изобилии услышать все его восхитительные соловьиные трели: почти в каждой песне он позволял себе импровизации. Невозможно описать, какой восторг я испытывала в эти моменты. Было даже досадно, что люди рядом кричат и хлопают, а не замирают в таком же благостном изумлении. Я стояла прямо перед сценой, смотрела на его близкую фигуру, и думала, - где же, в каком месте рождаются эти звуки… откуда они выпархивают, - дрожащие, шероховатые и обнаженные… Кажется, я могу вечно слушать эти его “ааа-ууу-еее”, и никогда не устану…

Впрочем, несмотря на певческое великолепие Святослава, зал был доведен до животного состояния отнюдь не этим. Одна девица, плясавшая недалеко от меня, пришла при виде звездуна в такое возбуждение, что полезла в брюки стоявшего рядом юноши. Юноша испугался и стал отбиваться, а страждущая в итоге повисла на ком-то еще, - до Вакарчука было не дотянуться… Случай забавный, но не странный. Я давно уже определила для себя одну из причин, с которой связана популярность Океана Эльзы в России (это при общем-то незнании текстов и жлобском отношении к братскому народу). Эта группа не похожа на то, что называют “русским роком”, она выросла на другой почве и в ней другая кровь. Здесь нет следов бардовской традиции, обширно коренящейся в “русском роке” (от Гребенщикова до Васильева и Сургановой), нет острого внимания к текстам, нет артистической отчужденности, серьезности, интеллектуального пафоса. Здесь есть бесконечный мелодизм, искренность и грани явной эротики. Они вернули публике сексуальность, которая всегда была неотьемлимой частью рок-музыки и которую у нас затоптали стада “рефлекcирующей интеллигенции”. Вакарчук, как тип вокалиста и фронтмена, ничем не напоминает “поэта с гитарой”, - это шоу-мен, харизматичный и чувственный. Шаманскими плясками он снова напомнил мне Моррисона, - с той разницей, что лидер ОЕ лишен поэтического надлома этого сумеречного гения. Святослава справедливо упрекают в некоторой наигранности образа, но те, кто видел его в формате live, да еще так близко, смогли кожей ощутить обжигающую энергию. Он очень профессионально управляет своим артистическим обаянием, но все же есть вещи, которые невозможно сыграть, но которые всегда чувствует публика. Поэтому сегодня зал был “готов на все”. И я лично - тоже

Океан Эльзы закончили концерт после трех (запланированных, впрочем) выходов на “бис”. Звездун принимал изьявления народной любви со смешанными эмоциями: и приятно, и привычно… Но рассыпался в благодарностях, был безупречно вежлив, посылал в зал пламенные улыбки. После концерта некоторым поклонникам даже удалось поймать музыкантов, - все они, кроме лидера, довольно непуганые и лишены пафоса. Вакарчук тоже позволил себя окружить и запечатлеть для истории. Я понаблюдала за тем, как он позировал, и вспомнила встречу с Дэвидом Боуи в Палас-отеле. А раз уж приходят на ум такие сравнения… значит, парень далеко пойдет. А нам, искушенным петербургским слушателям, остается только напевать: “Твій голос знайде мене завжди”, и ждать, ждать, ждать того момента, когда эта дивная, прекрасная птица снова прилетит из теплых стран в холодный северный город.



PS - Замечательный лирический пост о концерте смотрите у Klokani.