Кино можно бесплатно увидеть здесь .
Мои мысли по этом вопросу
Первое и самое главное: во время просмотра было столь скучно, что хотелось "перемотать". Если уж МНЕ хочется смотреть в ускоренной версии фильм на такую тему, значит, с ним что-то не так. Он ужасно скучен. И вот почему.
Жизнь Марии настолько драматична, что почти не требует от драматурга или сценариста выдумки: бери как есть. Цвейгу это удалось блестяще. Фильм, как указано в титрах, поставлен по мотивам его книги и охватывает период от рождения и юности (фрагментарно) до смерти (реверсами и отдельными эпизодами). В главном фокусе - шотландские события. Действие развивается линейно, но очень вяло. Нет четкого определения конфликтов, нет нарастания напряжения в сюжете, кульминационная сцена провальная.
Общий язык картины - пунктирный, нервный, этот эффект дробления достигается при помощи музыки и отрывочности эпизодов. Музыка, сама по себе гораздо более сильная и драматичная, чем все зрелище - одно из явных достоинств фильма. Еще я бы отметила хорошую визуальную подачу: красивые костюмы, сьемки в тех самых местах, эффектные виды Шотландии, которые идут леймотивом.
Камилла Разефорд в роли Марии хороша - с французским шармом, пикантная и грациозная. Создатели подчеркнули ее рост и подобрали других актеров таким образом, что все они выглядят мельче. Возможно, этот прием задуман затем, чтоб визуально подчеркнуть: она "на голову выше других". А может, просто дань тому факту, что Мария действительно была очень высокой женщиной, по мнению современников (почти 180 см, если брать за основу современные параметры фута - но проблема в том, что неизвестно точно, каковы они были в 16 веке). Здесь и легкая ошибочка закралась, кстати: Дарнли был выше Марии.
Все прочие персонажи, кроме Марии, на удивление бесцветны. Одинаковый во всех сценах - с комичным лицом злодея и противным голосом - Меррей. Унылый и тоже одинаковый Дарнли. Смазливый юный Риччо (на самом деле он был в летах). Лорды как черная масса - без выделения персонажей. Наконец, эпик фейл - мелкий, хлипкий Босуэлл, в котором ноль брутальности - мальчишка с бороденкой. Настоящий Босуэлл был тоже невысок - ниже Марии - но современники оставили трепетные воспоминания о том, как он махал двуручным мечом, словно соломинкой - видимо, сами летописцы его и поднять не могли, не пукнув громко. Удача в кастинге - четыре Марии - актрисы хорошо подобраны и хорошо играют, это это всегда второй план.
Наконец, трактовка образа. Мария показана доброй девушкой, которая хочет мира на родной земле, отменяет казни, пытается со всеми дружить и очень любит свою кузину Елизавету, с которой мечтает встретиться. Да, еще Мария
Из того, что понравилось, помимо музыки и картинки: в ленте нет Елизаветы. Она незримо присутствует - то в виде куклы, то в виде портретов - но ее самой нет, и это хороший прием, который создает образ неотвратимого и неведомого врага - маски судьбы.