Читаю книгу американского профессора Карла Проффера «Без купюр». Знаток русского языка и русской литературы, издатель («Ардис»), Проффер встречался со многими легендами русской культуры. В книге он как раз вспоминает об этом.
Я прочла пока только главу о встречах с Надеждой Мандельштам (дальше о Лиле Брик и о Бродском).
Но на вентилятор уже наброшено нормально))) Вокруг личности Н.М. и ее воспоминаний постоянно кипели страсти (чего стоит только конфликт с Лидией Чуковской). Многие прямо обвиняли вдову Мандельштама в лжи, клевете и попытках очернить память. Но мне показалось, что Надежда была из тех, кто просто склонен проецировать свое понимание жизни на других.
Например: она прямо пишет, что Ахматова «иногда позволяла себе увлекаться красивыми женщинами» и тут же говорит об Ольге Судейкиной.
Сплетня про Ольгу и Ахматову появилась задолго до воспоминаний Надежды (кажется, автором был издатель Маковский). Отчасти дровишек подкинула сама жизнь: Олечка с Анной в определенный период жили вместе, были близкими подругами, и Ахматова очень нежно писала об Ольге.
Были ли они близки в определенном смысле - я так не думаю. Обе любили мужчин; обе постоянно были окружены мужчинами; делили мужчин; об их связях с женщинами ничего доподлинно не известно. Но даже если что-то и было - это не перевесило по значимости их дружескую, духовную связь, оставшуюся в искусстве. Для нас значимо только это.
А вот Надежда, по воспоминаниям Ольги Векслер (пассии Мандельштама), пыталась вступить с нею в связь, и вообще не скрывала своего интереса к женщинам.
Вполне вероятно, что она просто перенесла на Ахматову собственное понимание определенных поступков и обстоятельств.
Надежда пишет, что Князев был любовником Ахматовой. Но это очевидная ерунда! У Князева есть стихи, обращенные к Ольге Судейкиной - настолько интимные, что в ту эпоху их не могли опубликовать. Там вопросов о сути отношений не возникает.
Кстати, интимное свидание, описанное у Князева, косвенно подтвердил в своих дневниках Кузмин.
Князев был любовником Ольги (и «мальчиком»Кузмина). Причину его самоубийства узнать невозможно, но мать драгуна винила во всем Ольгу.
Ахматова использовала этот сюжет в Поэме без героя. Надежда еще упоминает Блока (говорит, что Ольга провела с ним ночь), и «Поэма» тоже прямо намекает на это.
Но в «Поэме» герои двоятся и троятся, Ахматова описывала самоубийство Князева из-за Ольги - и при этом говорила о собственной истории с другим самоубийцей (Линдберг).
Надежда абсолютно это не учитывает и вообще будто бы не знает. Ее комментарий - поверхностный.
Впрочем, дальше Проффер описывает, с каким энтузиазмом 75-летняя вдова Мандельштама отнеслась к предложению профессора привезти ей в подарок порно-литературу)) Надежда была огонь)
В книге любопытна оценка русского быта, данная американцем и его женой (бедность, нищета). Воспоминания о том, как и чем помогали (дефицитные продукты, алкоголь, сигареты).
Описание атмосферы паранойи, в которой жило целое поколение.
Довольно беспощадная характеристика официальной советской писательской братии (абсолютно сословной).
Наконец, честное признание: вся диссидентская литература была напечатана на деньги ЦРУ.
Короче: рекомендую.