Вчера арт-центр «Пушкинская 10» отметил свое 18-летие. В этот раз я присутствовала на празднике как простой зритель, а не как участник. Возможно, я пристрастна, но в сравнении с прошлым годом программа показалась мне менее насыщенной. Большую часть обещанных в программе акций я не увидела – хотя очень возможно, что просто не успела попасть охватить единым взором все площадки. Однако на моих глазах акция «представление поэтов» (выступление Ирины Дудиной) было смыто внезапной музыкальной атакой грянувшего в другой части двора оркестра. Сей конфуз быстро забылся – на праздник (впервые за все 18 лет существования центра) пожаловал губернатор. Появление В. И. Матвиенко воистину стало «гвоздем программы».
После официальных поздравлений был торжественно открыт монумент, посвященный Пушкину. Многие видят в этом единственную параллель – «Пушкин-Пушкинская», что не очень верно. Согласно древней легенде, основание арт-центра было мистически связано с великим поэтом: в конце 80х группа художников-нонконформистов «вышла из подполья» и была озабочена поиском официального пристанища. Однажды эти художники сидели в скверике на ул. Пушкинской и созерцали стоящий там памятник Александру Сергеевичу. Вдруг под определенным градусом (геометрическим или алкогольным – не уточняется) они разглядели, что поэт указующим жестом простер руку по направлению к дому номер 10. Дом оказался пустующим, и вскоре в него вселились богемные обитатели. Так, «с легкой руки» поэта, на берегах Невы родился «ковчег современного искусства».
Стоит отметить, что в день праздника новый монумент окружила целая скульптурная композиция, явившая миру Волшебных Коров. Наводит на мысли о некой мистерии…
(Дверь, ведущая в ГЭЗ! Родная табличка родной кафедры!!)
(Джаз в Музее Нонконформистского Искусства)
После торжественного открытия праздника последовал ряд художественных акций и выставок. Для меня наиболее ожидаемым событием был музыкальный перфоманс Роланда Шаламберидзе и Бориса Бардаша («Оле-Лукойе»). Я впервые услышала, как Роланд звучит в дуэте с профессиональным музыкантом. Это впечатляло. Им удалось создать очень плотный, многослойный, но вместе с тем тонкий звук. Можно было услышать и распробовать каждый из шумов. Для моих ушей это звучало необыкновенно «вкусно». Воображение тоже не дремало - хаотическая мелодика то складывалась в мозаику образов, то рассыпалась, погружая сознание в состояние медитативного транса.
Наблюдая выступление Роланда и Бориса Бардаша, я предвкушала впечатление от грядущей встречи с профессиональной постиндустриальной сценой. Вечером меня ждал клуб Place и
Фестиваль «Thalamus».
Куда я и отправилась.
«Thalamus» начался в 22 часа, вместо объявленных 20. Публика постепенно заполнила зал, хотя об аншлаге говорить не приходится. Первый выступающий коллектив – Maroon – в соответствии с программой выстроил в клубе «стену звука». Вкус у этого звука был, и в кажущемся однообразии наблюдались «подводные течения», но к концу выступления я чуть не уснула. И, кажется, не только я…
Вторая группа – Mortal-Art – начала выступление столь же «ударно», после чего я предпочла пойти домой и смотреть сны там, а не на диване в Place. Итог от «Thalamus» - разочарование, проект Роланда Шаламберизде показался мне намного интереснее. Заранее готова признать, что я воспитана на живой, а не на синтетической музыке. Здесь кроется и причина моей любви к Einsturzende Neubauten. Листовое железо, пружины и дрели мне гораздо ближе, чем зудящие сэмплы. Да, я готова признать, что весь этот металлический арсенал у Роланда глубоко вторичен по отношению к тем же EN (и не только). Но разве зудящие сэмплы изобрели вчера? Или в выступлении Maroon мне показался целый сонм призраков из компании Coil, Current 93 и иже с ними?..
Вопрос, должно быть, риторический...