"Небо над Берлином"

"Der Himmel uber Berlin"



Производство: Западный Берлин-ФРГ-Франция, 1987

Режиссер: Вим Вендерс

В ролях: Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер, Курт Бойс, Питер Фальк

Сценарий: Петер Хаднке, Вим Вендерс

Музыка: Юрген Книпер, при участии групп Nick Cave & The Bad Seeds, Crime In The City Solution

Оператор: Анрит Алекан

Жанр: романтическая фантастика

Продолжительность: 2 часа 10 мин



Два ангела, способные читать мысли людей, спускаются с небес в современный Берлин. Оба далеко не святые, а один из них, Дамиель, даже влюбляется в девушку-циркачку. Но из-за этого он теряет свои крылья и бессмертие. Отныне «падший ангел» вынужден жить среди людей.

Этот фильм одного из лучших режиссеров современного мирового кино является «данью чести» Берлину к его 750-летию, поэтическим признанием в любви к человечеству, притчей, рассказанной новаторским киноязыком, лентой, открывающей новые горизонты в искусстве.

Сергей Кудрявцев (www.drugoe-kino.ru)



Награды и фестивали:

Премия за режиссуру на МКФ в Канне в 1987 году

Два «Феликса» в 1988 году - за режиссуру и второплановую роль (Курт Бойс).







Ода Вечной Любви к Фильму



... С подобным чувством я смотрела только два фильма в своей жизни – “Казанова”, “И корабль плывет” Феллини. Состояние мучительного восхищения, слезы счастья, ноющая боль восторга. Я плакала над этими фильмами, но это были слезы потрясенного разума. Когда я увидела “Небо над Берлином”, я плакала душой.

Определение его жанра как «романтической фантазии» неточно. Это притча, это река жизни, взгляд Господа.

Сюжет не играет в фильме никакой роли. Мы видим улицы и кафе, поезда и квартиры, детей и взрослых – беспечных, отчаявшихся, влюбленных... Старик ищет Потсдаммер-Платц, которую война стерла с лица земли. Когда-то там был цирк, мир его детства... Мотоциклист умирает, попав в аварию. Он раздражен тем, что люди хотят его спасти – в миг умирания он почувствовал жизнь... Человек прыгает с крыши дома – минута монолога, пустые мысли... доля секунды для прыжка. Так просто. Самая страшная и самая сильная сцена в фильме. Она длится 1 секунду.

Мы видим Берлин. Взгляд из такси: справа - улицы современного города, слева – руины 45 года: мертвые дети, развалины. История города за 15 секунд. Выходим из такси, перед нами офицеры в форме нацистов... Мы в прошлом? Нет, просто снимают кино о войне. Отношение к войне, память о ней – за 10 секунд.

Ангелы – два мужчины в черных пальто - Дэмиен и Кассель. У Демиена лицо ребенка... Их видят дети и Питер Фальк в роли Питера Фалька -"компаньеро"...

Демиен смотрит на Женщину, пока та снимает костюм. Она слушает пластинку Кейва, похоронно-цирковую «The Carny», и размышляет о том, кто она, где ее дом, что есть ее жизнь... Ангел берет картофелину со стола – прозрачную, эфирное тело... Она снимает платье, сидя к нему спиной. Он поворачивается, и теряет лицо ребенка. Это самый грустный и самый восхитительный взгляд в фильме. 1 секунда.

Они втречаются на концерте Кейва, и грохочет «From her to enternity». На сцене за плечом у Кейва стоит Кассель. Когда в другой зале Мужчина, бывший ангелом, подходит к Женщине, он отворачивается к стене. Это самый обреченный, самый страстный момент фильма. 1 секунда.



2 часа 10 минут вечности – from herе to enternity.



Фильм популярен среди “продвинутых” музыкантов – в одном из клипов U2 использованы его образы и мотивы, а видео Макаревича и «Квартал» представляет собой мини-версию фильма (Макаревич в роли ангела, скромняга). Голливудские воротилы не постеснялись снять ремейк шедевра, пригласив на главную роль Николаса Кейджа. Печальное лошадиное лицо актера, плюс слезы, плюс сопли, плюс все прелести американских кино-шаблонов. Но пасаран !!!



«Небу над Берлином» уже почти 20 лет. Но это больше, чем фильм. Это жизнь, которую мы не видим и которая могла бы сделать нас такими счастливыми...