Это мой любимый кинорежиссер. Я, собственно, режиссеров не люблю, но такой вывод сделала, потому что все его фильмы, мною виденные, мне безусловно понравились. Все они, несмотря на различия формы, одинаково сильны. И все несут в себе то, что я считаю наиболее ценным в искусстве – скрещение жесткого реализма с высшим художественным вымыслом, безмерным символом, обобщением.

Фильмы Фон Триера делят на три категории : «Киноманские» – «Европа», «Иллюзия преступления» и еще один фильм, которого я не видела; «Догматические» – «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте»; и еще какие –то, к коим причислен «Догвилль» (я его еще не видела).

Первая категория, «Киноманские», являет собой торжество формы. Это очень изысканные по видеоряду, «гурманские» ленты. Я очень люблю «Европу», хотя, возможно, это наиболее мягкий фильм Триера. Я взяла фразу из него в эпиграф к своему сборнику «Океан».

Вторая категория – «Догма». Это ленты, снятые «плавающей», «любительской» камерой, совершенно лишенные «киноманской» эстетики. Но от этого приема, подчеркивающего натурализм, создающего эффект присутствия зрителя в кадре, эффект «документа», впечатление еще более усиливается. Ибо Фон Триер – яростный гуманист, и он беспощадно показывает то, что уродует свободу человека в рамках общества. Эти фильмы предельно жестоки, отчаянно обнажены. Но на фоне этого ужаса малейшие всплески чистоты, любви, жалости, подлинности, свободы врываются в душу зрителя, как нож. Я была потрясена «Идиотами», шокирована «Рассекая волны», очарована «Танцующей...». Там, помимо Бьорк, есть еще и Катрин Денев, которую я очень люблю. Этот фильм отличен от двух других, он более приближен к зрелищному кино, вследствие линии мьюзикла, и актерские работы там не стоят на первом месте. Но вот «Идиоты» - это просто «голый» фильм в плане актерской драматургии. Не представляю, как Триер добивается от акеров такого.

Этого удивительного режиссера ругают за «сентимент» и за «пиар» – мол, снял порнушку в «Идиотах» для скандальности, а история слепой работяги, которую еще и играет дефективная Бьорк – мелодраматическая длинная сопля. Всем бы вам, ребята, тянуть такие сопли. В слове «мелодрама» нет ничего ругательного. Просто мелодрама от Дмитрия Астрахана - это говно, а мелодрама от Фон Триера – это настоящее кино. Вот и все.