Stella Maris
На днях случилось страшное и неожиданное: я посмотрела видеоклипы Suede. 13 лет назад эта британская группа была для меня чем-то вроде “смысла жизни”. Потом фанатизм прошел, восторги стерлись из памяти, диски были заброшены на полку. И вот… спустя столько лет…
Мы с Klokani сидели на диване, смотрели когда-то столь вожделенное видео и вспоминали: как мы бегали каждый божий день в магазин Castle Rock (“Костыль”) и перерывали там целую кучу английских газет Melody Maker – все ради одной-двух фотографий. Как я безуспешно пыталась искать по ларькам и музыкальным магазинам первый, дебютный альбом Suede (тогда еще в ларьках продавали кассеты с записями, и можно было заказать желаемую музыку). Как родители попросили друга привезти мне два альбома группы из Германии, и подарили в Новый год. Как я переписывала музыку с этих дисков на кассеты, - для друзей… Klokani даже вспомнила, что кассеты я оформляла рисунками, - а я уже об этом забыла... Как я писала стихи (целых две тетради!)…
Тогда не было ни Интернета, ни DVD, ни MP3. Обычный аудио CD считался роскошью. Все делали своими руками: постеры мастерили из ксероксов, фотографии составляли в коллажи, рисунки дарили друг другу, вкладывали в коробки от кассет… Современной молодежи, выросшей в сети, это все также трудно представить, как мне когда-то было трудно представить битловские записи “на костях”.
Я уже писала когда-то о том комичном факте, с которого началось мое знакомство со Suede: я купила в знаменитом “Костыле” (кстати, – старейший из рок-магазинов города) две газеты со статьями про Дэвида Боуи. В одной из статей упоминалась молодая группа из числа его последователей. Статью я прочла, но она не произвела на меня впечатления. Зато фотография солиста группы отпечаталась в моем мозгу навечно. Я и сейчас могу вспомнить ее во всех подробностях: маленькая, черно-белая, плохого качества. На снимке был запечатлен кусочек светлого пространства, а на его фоне – тонкий, нежный профиль… Вот почти так:
Я знаю случаи, когда любовь к артисту начинается с одной его песни, с одного увиденного по ТВ клипа. Но чтобы она вот так вот началась с одного взгляда на фотографию… Собственно, когда я наконец получила в руки диски, уже было не важно, что там записано.
А музыку, кстати, я потом переоценивала. Несколько лет назад включила первый альбом Suede и ужаснулась, - как мы могли это слушать. При просмотре клипов, впрочем, все вспомнилось и уже показалось вновь родным, а вчера весь день я напевала “So young”… Klokani совершенно верно сказала, что ни такого звучания (особенно это обносится к дебюту), ни такого голоса больше не было и нет ни у одной группы… И уж, конечно, нет такого солиста.
Бретт Андерсон и сейчас прекрасен. Но тогда, во время стремительного взлета своей карьеры, в 20 “с хвостиком” лет, он был красив божественно, ангельски: юноша-девушка-ребенок…
“Голубой” образ, когда-то придуманный Бреттом, принес ему скандальную, но мгновенную славу. Только сейчас, увидев отрывки из концертного архива группы, я могу себе представить масштабы истерии, которая охватывала английскую молодежь при виде этого чуда природы.
Фотографии не передают и десятой доли того эротического посыла, который он вкладывал в свои сценические кривляния: вихляния бедрами, изломанные жесты, мимику… Газеты тогда писали, что он подражает Боуи, когда-то тоже эпатировавшему публику созданием бисексуального, андрогинного персонажа. Очевидно, что цель такая была, но у Бретта получилось что-то иное, в свою очередь неповторимое. Стоило ждать 13 лет, чтобы узреть, как на экране, в движении, играет гранями точеное лицо, - и ощутить прежний, забытый восторг, безграничное и восхищенное изумление.
Увы, ничто не возвращается, и время нельзя повернуть вспять. Группы Suede уже три года как нет, Андерсон делает собственный проект и даже гастролирует с ним. Можно поехать куда-нибудь на концерт, но это будет уже не та музыка и совсем другие люди. И нежный, изящный, женственный юноша, которого мы тогда так любили, давно превратился в мужчину, - все еще красивого, но очень усталого.
А главное – и нам уже не 15 лет.
Честно говоря, я пишу все это, а сама снова и снова вижу перед глазами фрагменты клипов, где мелькает то, прежде любимое, юное лицо. И я думаю, - как же справедливо распорядилась судьба, подарив этому человеку раннюю славу и позволив навеки запечатлеть его молодость и ослепительную, необыкновенную красоту, - кратковременную, но незабываемую…
(с Бернардом Батлером)
группа и Бретт Андерсон

Мы с Klokani сидели на диване, смотрели когда-то столь вожделенное видео и вспоминали: как мы бегали каждый божий день в магазин Castle Rock (“Костыль”) и перерывали там целую кучу английских газет Melody Maker – все ради одной-двух фотографий. Как я безуспешно пыталась искать по ларькам и музыкальным магазинам первый, дебютный альбом Suede (тогда еще в ларьках продавали кассеты с записями, и можно было заказать желаемую музыку). Как родители попросили друга привезти мне два альбома группы из Германии, и подарили в Новый год. Как я переписывала музыку с этих дисков на кассеты, - для друзей… Klokani даже вспомнила, что кассеты я оформляла рисунками, - а я уже об этом забыла... Как я писала стихи (целых две тетради!)…
Тогда не было ни Интернета, ни DVD, ни MP3. Обычный аудио CD считался роскошью. Все делали своими руками: постеры мастерили из ксероксов, фотографии составляли в коллажи, рисунки дарили друг другу, вкладывали в коробки от кассет… Современной молодежи, выросшей в сети, это все также трудно представить, как мне когда-то было трудно представить битловские записи “на костях”.
Я уже писала когда-то о том комичном факте, с которого началось мое знакомство со Suede: я купила в знаменитом “Костыле” (кстати, – старейший из рок-магазинов города) две газеты со статьями про Дэвида Боуи. В одной из статей упоминалась молодая группа из числа его последователей. Статью я прочла, но она не произвела на меня впечатления. Зато фотография солиста группы отпечаталась в моем мозгу навечно. Я и сейчас могу вспомнить ее во всех подробностях: маленькая, черно-белая, плохого качества. На снимке был запечатлен кусочек светлого пространства, а на его фоне – тонкий, нежный профиль… Вот почти так:

Я знаю случаи, когда любовь к артисту начинается с одной его песни, с одного увиденного по ТВ клипа. Но чтобы она вот так вот началась с одного взгляда на фотографию… Собственно, когда я наконец получила в руки диски, уже было не важно, что там записано.
А музыку, кстати, я потом переоценивала. Несколько лет назад включила первый альбом Suede и ужаснулась, - как мы могли это слушать. При просмотре клипов, впрочем, все вспомнилось и уже показалось вновь родным, а вчера весь день я напевала “So young”… Klokani совершенно верно сказала, что ни такого звучания (особенно это обносится к дебюту), ни такого голоса больше не было и нет ни у одной группы… И уж, конечно, нет такого солиста.
Бретт Андерсон и сейчас прекрасен. Но тогда, во время стремительного взлета своей карьеры, в 20 “с хвостиком” лет, он был красив божественно, ангельски: юноша-девушка-ребенок…
“Голубой” образ, когда-то придуманный Бреттом, принес ему скандальную, но мгновенную славу. Только сейчас, увидев отрывки из концертного архива группы, я могу себе представить масштабы истерии, которая охватывала английскую молодежь при виде этого чуда природы.





Фотографии не передают и десятой доли того эротического посыла, который он вкладывал в свои сценические кривляния: вихляния бедрами, изломанные жесты, мимику… Газеты тогда писали, что он подражает Боуи, когда-то тоже эпатировавшему публику созданием бисексуального, андрогинного персонажа. Очевидно, что цель такая была, но у Бретта получилось что-то иное, в свою очередь неповторимое. Стоило ждать 13 лет, чтобы узреть, как на экране, в движении, играет гранями точеное лицо, - и ощутить прежний, забытый восторг, безграничное и восхищенное изумление.
Увы, ничто не возвращается, и время нельзя повернуть вспять. Группы Suede уже три года как нет, Андерсон делает собственный проект и даже гастролирует с ним. Можно поехать куда-нибудь на концерт, но это будет уже не та музыка и совсем другие люди. И нежный, изящный, женственный юноша, которого мы тогда так любили, давно превратился в мужчину, - все еще красивого, но очень усталого.
А главное – и нам уже не 15 лет.
Честно говоря, я пишу все это, а сама снова и снова вижу перед глазами фрагменты клипов, где мелькает то, прежде любимое, юное лицо. И я думаю, - как же справедливо распорядилась судьба, подарив этому человеку раннюю славу и позволив навеки запечатлеть его молодость и ослепительную, необыкновенную красоту, - кратковременную, но незабываемую…
(с Бернардом Батлером)


группа и Бретт Андерсон







Впрочем что кассеты - первым моим "другом" и проводником в мир музыки был катушечный магнитофон *)) А еще существовали злачные места под названием студии звукозаписи, в которых на твой носитель за весьма условную цену могли записать что-нибудь вкусьненькое, напрочь отсутствующее в продаже (либо неофициально неприветствовашееся к распространению)
А студии звукозаписи помню. У меня там работал один знакомый, от которого я много хорошей музыки узнала. Помню и песни, которые не влезали на одну сторону кассеты, и ее перезаписывали на вторую, а иногда обрывали.
А вот катушечного магнитофона у меня не было, почему-то уже не застала эту примету времени...
А еще хорошо помню видео-кассеты с записями наиболее популярных на МТV клипов. Моя мама тогда работала в видеопрокате, и эти кассеты сразу же попадали мне в руки. УУУУ, сколько щастья было. Я там видела Дэвида Боуи, Брайана Ферри... Кстати, на видео были и просто сборники клипов разных артистов, - у меня в коллекции присутствовали Милен Фармер, Элтон Джон, Queen, T-Rex.
Я иногда думаю, - в том священном усердии, с которым мы тогда добывали, усваивали и любили эту музыку, был плюс. Ибо всегда дорого то, что достается и завоевывается с трудом.
Так что если сейчас периодически беру себе что-нибудь, то исключительно лицензию и только самых-самых исполнителей. Самое вкусное. И концерты на dvd. Лет 10-15 назад такое достать (даже на vhs) было очень тяжело, если не сказать, что совсем нереально.
А клипы и песни я порой записывал на магнитофон/видик выжидая около радио или телевизора. Первопроходцем задолго до МТВ был канал 2х2. И, пожалуй, моё музыкальное образование и мировозрение корнями уходит именно туда. Прекрасно помню как в начале девяностых до глубокой ночи сидел и записывал с радио России (ну, или как оно в те времена называлось) концерт Пинк Флойд и чувствовал себя причастным к некой удивительной сказке. И не волновался совсем насчёт перепетий личной неприязни Уотреса и Гилмора, о том что группа давно раскололась и этот период её творчества большинство фанатов презрительно называет "гилморятина"... Всё было по барабану за исключением реально завораживающих звуков лившихся из дешевых динамиков.
А те кассеты, которые были в наличии (ага, у меня тоже и Квин был, и Милен, и проч.), были засмотрены до дыр *))
Согласен - ни святого усердия, ни усердного труда уже давно не осталось. Но в качестве компенсации мы получили качество. О котором тогда и не мечтали. Или просто не задумывались....
чувствовал себя причастным к некой удивительной сказке Абсолютно точно. И главное, я завидую тем, кто еще будет слушать The Beatles и Queen в ПЕРВЫЙ РАЗ! Наверное, это будут мои дети :о)
Спасибо за Ваш комментарий. Простите, что отвечаю не сразу.
В первую очередь, выражаю свое уважение к человеку, который знает и любит Suede. Наверное, в Новосибирске труднее достать такую музыку, чем в Петербурге или Москве, - тем более ценна эта любовь.
Я понимаю, что именно Suede могут открыть городскую романтику заново, действительно дать ощутить родной город. Да и любой.
Я тоже думаю, что Бретт, как очень красивый человек, до сих пор сохранил свое обаяние. Музыка группы никогда не теряла высокого уровня. Проект с Батлером я не слышала.
Сейчас меня более интересует другая музыка, Suede для меня все-таки остались в прошлом. Но это не значит, что я заранее признаю их современное творчество неинтересным. Нет, просто для меня была важна ТА музыка, и именно ТОГДА.
The Tears я послушаю, - тем более, что у подруги лежит диск, и она давно мне предлагала ознакомиться. Будет повод
А насчет музыки, которая меня сейчас интересует... вкусы тоже неоднородны. Я здесь, в дневнике, много писала об этом. Но лучше почитать мою единственную опубликованную прозаическую вещь - "Дневники меломана", там об этом рассказано подробно, и про Suede в том числе. Эта вещь лежит на моем сайте, ссылку даю:
http://stella-mari.narod.ru/Fromsilense.html
Я давно написала это, но основные вехи музыкального познания там охвачены.