23:34

Stella Maris
"У меня нет ни философии, ни принципов, ни убеждений - у меня есть только нервы. Я просто не способен подробно излагать свои соображения. Я действую в некотором роде как собака (или лучше как кот), и когда мне что-то нравится - я просто к этому принюхиваюсь, облизываюсь, т.е. главный орган, которым я руководствуюсь - это чувство обоняния...

Всякому человеку моего возраста, да ещё выросшему там, где я вырос, присуща аллергия. Фрейд - замечательный в своём роде господин; он расширил наши представления о самих себе. В общем, вы говорите с человеком, который, если бы Фрейда не было, то он был бы тем же самым человеком, т.е. он функционировал бы точно таким же образом, как, впрочем, и если не было бы Маркса. В моём деле эти люди бесполезны.

Ахматова говорила: “Фрейд - враг №1”, и я с этим полностью согласен. Вот простой пример глупости этого господина: его утверждение о природе творчества, о том, что оно является сублимацией - это полный бред, потому что и творческий процесс, и эротическая, так сказать, активность, -

- они на самом деле существуют сами по себе, и не одно является сублимацией другого, а оба являются сублимацией творческого начала".

(с) И.Бродский.



PS - В этом же интервью идет речь об отношении к поэзии А. Ахматовой. Для тех, кто думает, что многочисленные поэтические посвящения Бродского к А.А. - это просто его "спасибо" за чай и напутствие в жизнь, полученные от старушки - читайте.

Комментарии
14.08.2006 в 02:14

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Я и так Бродского не особо любил, а после этой цитаты мое отношение к нему совсем не улучшилось!) У меня нет ни философии, ни принципов, ни убеждений - у меня есть только нервы. Я просто не способен подробно излагать свои соображения. Я действую в некотором роде как собака (или лучше как кот), и когда мне что-то нравится - я просто к этому принюхиваюсь, облизываюсь, т.е. главный орган, которым я руководствуюсь - это чувство обоняния... Это же первобытность какая-то! Как будто поэзия - это что-то животное. В известном смысле это так (по крайней мере в философии она в большинстве случаев ближе к естеству, чем проза, например), но все же пишет-то человек. У него кроме чутья должны быть чувства, рефлексия (почему-то вспоминается ни чуть не искренее стихотворение Бродского, когда он преподавал в США, о нем и его студентах))
14.08.2006 в 17:25

Stella Maris
Я думаю, что под обонянием он подразумевал интуицию, - как говорят, "обоняние сердца". Мне это понятно, я часто могу сказать относительно чего-либо - я не понимаю, что это хорошо, но я чувствую.

А чувства и рефлексию, - это, мне кажется, ИБ не отменял в данной цитате. Философия, принципы, убеждения - продукты логики.
14.08.2006 в 17:39

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Stella Maris под обонянием он подразумевал интуицию Скорее всего так, просто в цитате это звучит как-то не по- человечески.

А чувства и рефлексию, - это, мне кажется, ИБ не отменял в данной цитате. Философия, принципы, убеждения - продукты логики.

Да, ты права. Я просто несколько предвзято к нему отношусь, не знаю почему (догадываюсь - после того как послушал как ИБ читает свои стихи :).
14.08.2006 в 17:44

Stella Maris
ИБ ужасно читал свои стихи.

Его надо читать с листа, ни в коем случае не слушать.
14.08.2006 в 17:50

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Stella Maris Что верно, то верно.