Stella Maris
Мне повезло: я родилась и выросла в очень обеспеченной, даже элитарной, семье. Мой дед был крупным ученым, профессором, бабушка - завкафедрой иностранных языков в институте. У них было все, что соответствовало статусу: квартира, дача, машина, хрусталь, библиотека. При этом одевались они очень скромно, а дефицитные продукты (колбасу, коньяк, икру) получали только в спецпайке по праздникам. Бабушка стояла в очередях за мясом - как и все. А в лоджии лежали вечные мешки с сухарями - безмолвное свидетельство травмы. Это было военное поколение, пережившее репрессии и блокаду. Они жили аскетично, всего боялись, все скрывали и при этом верили в коммунизм.
Родители уже сформировались совсем другими людьми. Они слушали рок-музыку, носили «фарцу». Никто из них даже не мог представить себе, что СССР когда-то закончится. Но они слышали, ощущали нутром другую жизнь - свободную.
Их молодые друзья фарцевали, работали «на пиве», крутились среди тех, кто делал деньги. В лозунги уже никто не верил.
Семья Суворовых из «Слово Пацана» - собирательный образ именно с этого социального слоя. Где старшее поколение настолько далеко оторвано от младшего, что просто не способно понимать его. Они живут в своей реальности, которая рушится на глазах. И они не могут выйти из этой реальности, поскольку это слишком страшно.
Отношение поколений - одна из самых острых тем фильма, которая трагически современна.
Герой Бурунова беседует с сыновьями (готовыми уголовниками) и ссылается на романтику Робин Гуда. Прекрасная роль, где актер глазами передает предчувствие ужаса - еще не осознанного, но уже подступающего к органам чувств.
Мать главного персонажа относиться к другой социальной страте. Она растит двоих детей одна, ей материально тяжело (продуктов не хватает), но она полагается на помощь любовника. А еще верит в счастливый случай (становится жертвой мошенников). Она абсолютно не хочет видеть реальность - вплоть до того, что выгоняет своего мужчину, который пытается что-то объяснить. В фильме этот инфантилизм заканчивается дурдомом. А в реальности я видела, как эти люди уходили в секты, заряжали воду перед телевизором и просто спивались.
Этому миру шатких декораций противопоставлен мир «пацанов» с очевидно блатным устоем (близость Сиблага - хотя в фильме авторы явно обобщили специфику казанского феномена) - который, несмотря на жестокую абсурдность, имеет силу закона. Но, помимо блатного закона, у них есть еще и инстинктивная вера в стайные/семейные связи (наследие от разрушенного деревенского уклада). Помощь старшим, присмотр за младшими, дружеская сплоченность и абсурдная ненависть к «чужакам» - все это черты деревенского населения, хлынувшего в города в период индустриализации.
В ситуации, когда государство утрачивает право на силу, возникают вот эти уродливые формы низового самоуправления.
Молодое поколение (кроме пацанов) в фильме представлено комсомолом. Тут тоже все тонко и точно. Маратик меняет одну опг на другую. Под красивые лозунги комсомольцы предаются разврату и главное - делают бизнес.
У моего отца были друзья - комсомольцы. Кое-кого я знаю. Но даже имен назвать не могу - так высоко теперь летят эти птицы.
Я написала, что сила этого фильма - в правде. Она настолько очевидна, что закрывает все натяжки сюжета или мелкие огрехи фактуры (вроде белых фартуков). Правда - она и социальная, и личностная, человеческая.
Родители уже сформировались совсем другими людьми. Они слушали рок-музыку, носили «фарцу». Никто из них даже не мог представить себе, что СССР когда-то закончится. Но они слышали, ощущали нутром другую жизнь - свободную.
Их молодые друзья фарцевали, работали «на пиве», крутились среди тех, кто делал деньги. В лозунги уже никто не верил.
Семья Суворовых из «Слово Пацана» - собирательный образ именно с этого социального слоя. Где старшее поколение настолько далеко оторвано от младшего, что просто не способно понимать его. Они живут в своей реальности, которая рушится на глазах. И они не могут выйти из этой реальности, поскольку это слишком страшно.
Отношение поколений - одна из самых острых тем фильма, которая трагически современна.
Герой Бурунова беседует с сыновьями (готовыми уголовниками) и ссылается на романтику Робин Гуда. Прекрасная роль, где актер глазами передает предчувствие ужаса - еще не осознанного, но уже подступающего к органам чувств.
Мать главного персонажа относиться к другой социальной страте. Она растит двоих детей одна, ей материально тяжело (продуктов не хватает), но она полагается на помощь любовника. А еще верит в счастливый случай (становится жертвой мошенников). Она абсолютно не хочет видеть реальность - вплоть до того, что выгоняет своего мужчину, который пытается что-то объяснить. В фильме этот инфантилизм заканчивается дурдомом. А в реальности я видела, как эти люди уходили в секты, заряжали воду перед телевизором и просто спивались.
Этому миру шатких декораций противопоставлен мир «пацанов» с очевидно блатным устоем (близость Сиблага - хотя в фильме авторы явно обобщили специфику казанского феномена) - который, несмотря на жестокую абсурдность, имеет силу закона. Но, помимо блатного закона, у них есть еще и инстинктивная вера в стайные/семейные связи (наследие от разрушенного деревенского уклада). Помощь старшим, присмотр за младшими, дружеская сплоченность и абсурдная ненависть к «чужакам» - все это черты деревенского населения, хлынувшего в города в период индустриализации.
В ситуации, когда государство утрачивает право на силу, возникают вот эти уродливые формы низового самоуправления.
Молодое поколение (кроме пацанов) в фильме представлено комсомолом. Тут тоже все тонко и точно. Маратик меняет одну опг на другую. Под красивые лозунги комсомольцы предаются разврату и главное - делают бизнес.
У моего отца были друзья - комсомольцы. Кое-кого я знаю. Но даже имен назвать не могу - так высоко теперь летят эти птицы.
Я написала, что сила этого фильма - в правде. Она настолько очевидна, что закрывает все натяжки сюжета или мелкие огрехи фактуры (вроде белых фартуков). Правда - она и социальная, и личностная, человеческая.