Stella Maris

В последней части своего рассказа о путешествии в Румынию я поведаю, как и обещала, впечатления от страны. Сразу отмечу, - на мой взгляд, эта не то место, куда следует ехать в поисках комфорта и цивилизованного отдыха. Впрочем, я и не обманывалась на этот счет. Даже дорога в Румынию исполнена суровых испытаний. Большинство тур-фирм предлагают добираться поездом-автобусом, что очень утомительно и долго. Для того петербуржца, кто хочет сэкономить время и силы, остаются непрямые авиарейсы, единственный относительно удобный вариант. Самолет может доставить россиянина из Москвы либо из Петербурга в Бухарест (рейс через Вену).


Что можно сказать о столице Румынии? Только коронную фразу: «Бухарест – город контрастов». Если вы вдруг прибудете туда самолетом поздно вечером, то можете обнаружить, что ресторан в отеле уже закрыт, а в районе нет никаких следов подобных цивилизованных заведений. Работают только «шавермы» и ужасного вида магазины, напоминающие отечественные лавки сельского формата. Возле этих освещенных точек копошатся редкие прохожие – бомжи, цыгане и молдавские юноши в спортивных костюмах. Если не поддаваться панике, то в поисках пищи можно побродить по улочкам города, созерцая окружающую действительность. Вечерний Бухарест погружен во тьму, из которой выплывают, словно призраки, изящные здания старого города. Увы, при дневном свете оказывается, что ремонт эти дома в последний раз видели еще до первой мировой. Красивейшие старинные кварталы стоят заброшенные, грязные и самовольно заселенные цыганами. Особенно это касается низкой застройки. Единичные крупные здания, используемые под административные и финансовые центры, приведены в более-менее нарядный вид. В архитектуре старого города преобладает модерн, где-то вычурно-грациозный, где-то надменно-помпезный. Наверное, именно поэтому Бухарест называют «маленьким Парижем». Впрочем, парижанам никогда не удастся так загадить свою столицу.



Что же касается современной архитектуры Бухареста, то в большей части мегаполиса она состоит из жутких хрущебообразных зданий. Парадный облик представлен монструозным Дворцом Чаушеску и прилегающей к нему площадью с рядом высоких зданий, отдаленно намекающих на сталинский стиль.



И все же печать неустроенности, запущенности лежит на всем. Русского человека это не отпугивает, нам не привыкать. Но старый город жаль. При выезде за его пределы и путешествии по сельской местности ощущение разрухи стирается, красивейшая природа скрывает погрешности цивилизации. По полям и холмам разбросаны уютные селения, в каждом из которых обязательно присутствует церковь. Вдоль дорог, даже на глухих горных участках, стоят многочисленные аккуратные часовенки, - румыны оказались очень набожной нацией. Я заметила, что водители крестятся, проезжая церкви, а тот таксист, что вез меня в Снагов, даже пошел в монастырь и тщательно помолился. Приверженность румын традициям сказывается не только в религиозном аспекте, но и в образе жизни. Особенно это заметно в сельской местности. Почти в каждом населенном пункте можно увидеть телеги, запряженные лошадьми, а то и быками. В полях пасутся лошади, крупный и мелкий рогатый скот. На горных дорогах встречаются большие отары овец, подгоняемых пастухами в высоких шапках. В полях шелестит кукуруза, белые сельские домики обвивает виноград: деревенская идиллия теплого края. Удивительно, что при наличии такого климата румынская кухня показалась мне бедной. Хотя возможно, что это социалистические пережитки ресторанного сервиса. Из блюд национальной кухни повсеместно предлагают мамалыгу, домашние колбаски (ми-ти-ти) и различные варианты чешского гуляша. Любопытна его венгерская разновидность, - сладкая, с ежевикой. Еще можно попробовать румынский суп из потрохов, но это блюдо на любителя. Очень вкусны домашние сыры – различной консистенции, от твердых до кремообразных сортов. Из сладкой национальной пищи в ресторанах подают попанаши, - нежный сырник в форме пышки. Но я думаю, что те, кто был в Молдове, пробовали нечто подобное. В остальном же румынский ресторанный сервис предлагает обычные европейские блюда. Чтобы чуть оживить впечатление от этой кухни, рекомендуется налегать на домашнее вино, которое стоит очень дешево, и румынский коньяк с трепетным названием «Zaraza».


Надо сказать, что цены на пищу и спиртное в Румынии более чем гуманны. Я думаю, что этот факт сильно скрашивает в глазах русских и немецких туристов недостатки общего сервиса. Немцев и австрийцев в Румынии очень много, особенно в городах, где находились их колонии – Сибиу, Сигишоара.



Там можно насладиться средневековой европейской архитектурой – соборы и ратуши, холмистые улочки, чудесные мостики и террасы. Легкий отпечаток неустроенности, который всегда несет в себе румынское захолустье, только добавляет прелести в эти города, - они кажутся более живыми, чем вылизанные европейские собратья. Способны смутить приметы народной бедности - грязные вокзалы, ларькообразные магазины, нищие и попрошайки. Но тут русский человек подумает: «всюду узнаю родину». Нам не привыкать. Так что я хочу вернуться к мысли, с которой начала: в Румынию не следует ехать за прелестями комфортного отдыха. Туда стоит стремиться тогда, когда хочешь отстать от времени, а не обогнать его. Увидеть незыблемое величие гор, таинственное молчание монастырей, высокие шапки смуглых пастухов, руины загадочных замков. У Румынии есть своя тайна. Надо лишь уметь смотреть назад.



Комментарии
25.09.2007 в 17:47

оченьмногабукф =)))