Не хотела об этом писать, но на днях пришлось немного подискутировать на эту тему. Взбудоражить, так сказать, творческую мысль. И теперь меня прет.
В этом (уходящем уже) году мне довелось поработать в одной фирме, которая занималась
возрождением традиций русской культуры, а именно, - проведением балов и светских салонов (в духе начала XX века). Для того, чтобы представить масштаб деятельности этой фирмы, скажу – все мероприятия проходили во дворцах Петербурга и Пушкина, с привлечением артистов и коллективов. С точки зрения профессиональной замечу, что это были не просто зрелища, а действа, рассчитанные на непосредственное участие публики. Был раскрыт, выражаясь неприличным проф. языком, педагогический аспект активизации зрителя, - обучение танцам, этикету, изучение заданной эпохи. В общем – светлая и чистая идея возрождения русской культуры в действии. Есть одно маленькое “но”. Вопрос, - какой культуры?
читать дальше
На мой взгляд, в современном российском обществе существует необходимость в создании определенного культурно-социального языка. Заказчиком этого явления должна выступить так называемая “новая буржуазия”. Дело в том, что “новые русские” уже давно вышли из красных пиджаков и “Владимирского централа”. Понемногу обретая внешние черты цивилизованных людей, они занялись внутренним поиском “имиджа поколения”, - имиджа, который стер бы следы всего того, что является “блатным”.
Поиск, как я наблюдаю, пошел по двум направлениям. С одной стороны, еще крепко в умах сидит совковое прошлое. Большинство этих новых русских функционеров, - бывшая элита комсомола, - отсюда соцзаказ. В Москве и Петербурге прошла целая серия дорогих и модных мероприятий, выдержанных в духе соцреализма, - с транспарантами, горнами, трибунами и пионерками без трусов. Потешились, но быстро утомились. Слишком близко еще все это в памяти.
Таким образом, осталось лишь одно направление, - традиции русского дворянства. Для каждого плебея во все времена есть одна единственная мечта, - стать аристократом. Разве не прекрасно это, - взять в Эрмитаже на прокат костюм (точную копию платья императора или императрицы), подъехать к воротам дворца в карете или в лимузине, выпить на входе водки и закусить семгой, и шагнуть в мир мрамора, золота и классической музыки. Так в течении веков, начиная с эпохи Петра I, делали в России “самые крутые”. Так надлежит делать нынешним “самым крутым”.
Проблема только в одном, - в том, что предки этих людей, шагающих ныне по пышным залам дворцов, когда-то подавали в черных сенях лошадей для карет и убирали конский навоз. Занимались, как говорил Профессор Преображенский, “чисткой сортиров”, прямой своей обязанностью. А позже они же, размахивая революционными флагами, какали в драгоценные вазы, писали на ковры и растаскивали царскую утварь по карманам. Да и теперь, честно говоря, они делают то же самое, - только немного по-другому и в масштабе всей страны, а не одного отдельно взятого дома.
Идею возрождения балов, с восторгом подхваченную нынешней “буржуазией”, впервые реализовали на Западе. Это естественно, - туда сбежала уцелевшая часть русского дворянства. Толстой-Милославский устраивает в Лондоне ежегодные балы, на которых собираются все живущие за границей представители русской аристократии. Значение подобных мероприятий абсолютно понятно – это функция памяти, закрепления и передачи традиций от одного поколения к другим. Древние княжны и князья, еще говорящие по-русски и помнящие Россию, уходят, а их потомкам, родившимся на чужбине, необходимо вещественно прикоснуться к жизни национальной общины и определенного культурного слоя. Эти люди имеют абсолютное историческое право на проведение подобных мероприятий.
Я не хочу сказать, что такое явление, как современная русская попытка возрождения балов, представляет из себя нечто сугубо отрицательное. С точки зрения педагогики и образования это, безусловно, полезно, ведь “новые русские” на подобных действах вынуждены слушать классическую музыку и обучаться танцам, вместо того,чтобы
глазеть на голых стриптизерш или крутить рулетку. Внешнее воспроизведение форм культурного досуга, - это прекрасно.
Но ни о каком глубоком возрождении традиций здесь не может быть и речи. Даже в случае с балами Толстого-Милославского. Все дело в том, что светская культура, которая начала формироваться при Петре I, прошла в своем развитии те этапы, которые были обусловлены исторически и социально. Балы были не просто частью досуга, но формой социального существования и общения. Вместе с уничтожением государства и культуры невозможно восстановить части утраченного и заставить их функционировать, как прежде. Страна другая, время другое, а главное, - люди другие.
Что же касается интереса современности к переломной эпохе начала XX века и “артистическим салонам”, то здесь – немного другие истоки, о которых я пока говорить не буду, но которые тоже очень интересны. Возможно, еще немного поразмыслю, и напишу.
Что же касается работы в фирме, то я ей благодарна за опыт, за документальное ознакомление с балами Толстого-Милославского, за познание особенностей новых русских балов, и за все эти выводы. Ушла я оттуда, кстати, по собственному желанию, меня просили остаться. А мне так и хватило духа сказать, что я обо всем об этом думаю. Меня бы не поняли, но обиделись. А я не имею такой цели, - оскорбить кого-либо. Я говорю о вещах по-настоящему глубоких и печальных.
Я не хочу сказать, что отделяю себя от всего народа в целом и от тех людей, которые пытаются оглянуться назад. Мои предки если и не какали в вазы, то по крайней мере отреклись. Их можно понять, - они не успели или не смогли сбежать. Их можно оправдать, - они все равно служили тому месту, где родились, - если не государству, то земле. Но они выбрали жизнь в новой России, стали другими. И, хотя у меня есть дворянские корни, я все равно считаю, что не имею права надевать платье графини и играть в аристократию. Этой культуры больше нет, ее уничтожили. И попытка так называемого “возрождения” – это не более, чем новый акт бессмертного шедевра Мольера, комедии “Мещанин во дворянстве”.
Ибо есть на свете вещи невозвратимые.
Ну, об идеализации образа аристократии можно тоже много написать. Но ты совершенно верно сказал, что русское дворянство - изначально служилый люд, выходцы из царевой дружины, воины. А буржуазия, - торговый класс, купечество. Но это долгий разговор
А что касается современной (с позволения сказать) элиты, - то Ксения Собчак, например, в платье императрицы... это, конечно, полный абсурд и сатанизм, в духе Булгакова
Ага, недавно они тут татьяну Лазреву изобразили в облике Данаи. Не, я очень уважительно отношусь к Лазаревой и ценю ее юмор и т.д., но с ее крестьянской физиономией Данаю изображать? Эх, стану известным, меня сфотографируют в "частной коллекции" в образе златокудрого Аполлона - с моими-то шатенисто-рыжими волосами и тарантиновской физиономией
то Ксения Собчак, например, в платье императрицы...
Ей бы на улице сигаретами торговать, а не корчить из себя аристократку.)) Почему-то о такой важной детали как скромность и хорошие манеры все наши "аристократы" забывают.
Какие там манеры... о чем ты. Я же не зря написала про чистку сортиров, вспомнила Собачье сердце...
Ей бы на улице сигаретами торговать
Например, вот так:
Владислав Мамышев-Монро
Из серии «Немое кино или, Рак сердца»
2004